В помощь студентам и преподавателям
слушателям ДПО
(Мультимедийный комплекс учебных, методических пособий,
учебной литературы и справочных материалов)

Российский транзит политической системы 2020
(мультимедийное учебное пособие)

  • КОРОТКО О ГЛАВНОМ: Верховенство закона и стабильная сбалансированная власть
  • КОРОТКО О ГЛАВНОМ: Верховенство закона и стабильная сбалансированная власть
    Back
    Next
ПОДРОБНО: Изучаем, что изменяется в  Конституции РФ
Санжаревский И.И. Российский транзит политической системы 2020: изучаем изменения к конституции РФ (мультимедийное учебное пособие). Эл, визуал. (Web-сайт) // Политическая наука и искусство управления (сетевой научно-образовательный проект, 2014-2020. URL:http://virmk.ru). Авт. и сост. Санжаревский И.И., Тамбов.  2020. URL: http://umk.virmk.ru/TRAINING_COURSES/CONSTITUTION-2020/ (дата обращения 20.04.2020). 1 п.л. (7 мб.).


Президент России внес в Госдуму проект закона о поправке к Конституции.
Изучаем, что изменяется в Основном Законе Российской Федерации.

В Основном законе страны закрепляются:
🗸 гарантированный минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России;
🗸 гарантии индексации пенсий и соцвыплат;
🗸 гарантии защиты семьи, материнства, отцовства, института брака как союза мужчины и женщины;
🗸 статус России как правопреемника СССР, недопустимость отчуждения части территории России, гарантии защиты исторической правды;
🗸 обязательные требования для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничения, связанные с наличием иностранного гражданства, счетов в зарубежных банках;
🗸 отказ от исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ;
🗸 запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента РФ более двух сроков и обнуление президентских сроков для действующего главы государства;
🗸 гарантии неприкосновенности для бывшего главы государства;
🗸 более широкие полномочия Совета Федерации;
🗸 полномочия Госдумы утверждать кандидатуры Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров;
🗸 полномочия Конституционного Суда РФ проверять по запросам Президента конституционность законов, принятых федеральным парламентом, до их подписания главой государства;
🗸 положения о Госсовете;
🗸 вхождение органов местного самоуправления в единую систему публичной власти в России.
Предусмотрен особый порядок вступления поправок в силу. День проведения общероссийского голосования по поправкам будет определен Президентом.
 

Конституционные поправки или пересмотр конституции?

В соответствии с ч.1 ст. 135 Конституции РФ "положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием".
Однако в принятом Федеральным Собранием Российской Федерации Законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" есть
формулировка, изменяющая название государственной должности "член Совета Федерации" на  "сенатор Российской Федерации", что формально влечет за собой  внесение поправки в ч. 2 ст. 135  Конституции РФ.
А это, как вариант, фактически может трактоваться как предложение пересмотра положений главы 9 Конституции Российской Федерации, поддержанное в  соответствии с ч. 2 ст. 135  Конституции РФ "тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы", и, как следствие, созыва конституционного собрания с принятием соответствующего конституционного закона.

Президент России направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос «О соответствии главам 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» и о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 указанного Закона»

Ждем решения Конституционного Суда Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" - "Конституционный Суд Российской Федерации не позднее семи дней со дня направления Президентом Российской Федерации запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, обязан дать заключение о соответствии (несоответствии) положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений настоящего Закона, а также о соответствии (несоответствии) Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 настоящего Закона".

Конституционный суд РФ по запросу главы государства В.В. Путина подготовил положительное заключение по законопроекту о внесении поправок в российскую Конституцию - в частности, об «обнулении» президентских сроков. В подготовленном документе говорится, что этот законопроект соответствует положениям глав 1, 2 и 9 Основного закона Российской Федерации:
"... При подготовке настоящего Заключения все не вступившие в силу 5 положения Закона о поправке оцениваются на предмет соответствия положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно, в том числе на основе мониторинга дискуссии в средствах массовой информации и в сети Интернет, а также с учетом общественной значимости определяет те положения, оценка которых требует более развернутого выражения его позиции в тексте настоящего Заключения.
Во всяком случае
при оценке положений Закона о поправке Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права и, следовательно, не рассматривает вопрос о целесообразности и предпочтительности того или иного варианта регулирования как с точки зрения его содержания в допустимых Конституцией Российской Федерации (главы 1, 2 и 9) пределах, так и с точки зрения необходимости включения конкретного положения непосредственно в конституционный текст, поскольку это исключительная дискреция конституционного законодателя"

Конституция Российской Федерации
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (ст. 134-137)

Статья 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 135
1.
Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Статья 136
Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Статья 137
1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Санжаревский И.И. Тамбов. 2020.
© Политическая наука и искусство управления
(Мультимедийный сетевой научно-образовательный проект).
Авт. и сост.
Санжаревский И.И., Тамбов, 2014-2020. © 
«Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)